Как понять, что мне надо делать, тем ли я занимаюсь? Сначала необходимо найти вечные ценности. Например, Веды. Веды – это источник знаний, ценностей. Возьмем «Бхагавад-гиту» – там говорится о фундаментальных вещах, о концепции, о философии. Человек берет эту философию и пытается понять, что не он главный в этом мире, есть кто-то главнее его. После того как человек это узнает, появляется кто-то, кто помогает ему разобраться в этом вопросе серьезнее. Появляется наставник, который помогает ему понять эти принципы и применить их в его обычной жизни. А когда человек понимает принципы, то ему становится ясно, чем стоит заниматься. И в зависимости от того, что он хочет, Господь будет подсказывать разные вещи.
Давайте рассмотрим на примере. У человека с детства могут быть стереотипы, которые ему дали родители. Они ему говорят:
– Ты должен быть капитаном, хотя бы в полиции.
А ребенок, может быть, создан, чтобы табуретки делать. Такие красивые прочные табуретки. А у родителей есть неисполненные мечты, они сами до капитана не дослужились, ушли раньше, и тут они хотят, чтоб их сынок стал капитаном. И они начинают давить на него.
Сын говорит:
– Я не хочу!
– Надо, сынок. Это твое предназначение.
Он выходит на улицу, и тут с плакатов ему говорят:
– Работать – это плохо. Вообще, трудиться на земле, делать табуретки – это отвратительно. Самое главное – это надо быть айтишником. Вот это работа! Вот это твое предназначение.
А потом еще друзья говорят:
– Табуретки? Ты что? Крутые пацаны, они вот так делают. Ты же на Бентли не заработаешь со своими табуретками.
Может ли человек так себя найти? Нет. Потому что очень много стереотипов. Человек приходит к психологу, и он начинает все это раскапывать, задавать вопросы:
– А почему ты хочешь быть именно капитаном?
И тут выясняется, что это папа его хочет.
– Хорошо. А ты что хочешь?
– А я хочу, чтоб было много денег.
Потом оказывается, это он насмотрелся рекламы, которая говорит, что он хочет много денег. И вот психолог раскапывает, раскапывает, и оказывается, что человек должен делать табуретки. Можно было сразу ему сказать: «У тебя же по рукам видно, что ты табуретки должен делать». Но если ему сразу об этом сказать, он обидится. Поэтому надо сначала, чтобы до него дошло, раскопать это все.
У каждого из нас есть какие-то уникальные способности. И предназначение на эту жизнь – взять эти уникальные способности, которые у нас есть, и развивать их. И при этом не надо друг другу завидовать и смотреть: престижно – не престижно, надо понять, какое занятие мое.
И как только человек начинает жить по духовным принципам, то все наносное, все, что престижно, выгодно, начинает уходить на второй план. И человек начинает среди всей этой мишуры «видеть табуретку». И в итоге он может стать прекрасным мастером. На самом деле, когда человек делает то, что у него хорошо получается, то это лишь вопрос времени, когда остальные люди об этом узнают. Например, человек делает хорошие ботинки, не вот те, которые мозоли натирают, а действительно хорошие. Я был в одном городе, там был какой-то известный человек, он делал очень хорошие ботинки. У него уже несколько магазинов по всему миру. С виду магазин как магазин, но в его магазинах президенты покупают вещи. И туда просто так дверь не откроешь, не войдешь, надо звонить, записываться на прием, и потом уже можно войти. А что там такое? Там же просто ботинки! Но они не натирают мозолей. Мастер все так качественно сделал, что люди очень это ценят.
Есть разные техники, которые помогают нам понять, для чего же я все-таки нужен здесь. Но одна из них – смотреть на принципы. Какая у человека установка, то туда его и будет направлять Сверхдуша из сердца. Например, установка: я хочу работать так, чтобы это меня возвышало. Или хочу, чтобы надо было мало делать и много зарабатывать. Или сейчас у него появилась установка: я хочу делать то, для чего я создан, и так, чтобы это меня возвышало.
Когда человек живет по принципам дхармы, то те желания, которые будут к нему приходить, это будет то, что ему надо делать. Но пока мы еще по принципам дхармы не живем, то лучше проверять у тех, кто серьезно живет по этим принципам, чтоб они нас скорректировали. Но в итоге, когда человек живет по этим принципам души, то все, что приходит ему в сознание, – это чистые мотивы. Когда у человека чистые мотивы, то изнутри ему начинает Господь подсказывать, что ему надо делать. Если человек живет по этим принципам, то у него уже меньше в сознании этого наносного мусора, разных ложных представлений о себе, ему легче разобраться.
Я много лет жил в ашраме и наблюдал, как приходит новый человек, и сначала ему непонятно, чем заниматься. И он просто несколько месяцев занимается самой обычной работой. Во всех монастырях это одинаково: все начинают с мытья котлов, пропалывания грядок. А потом смотришь – у человека начинает его природа проявляться, то, для чего он создан.
И последний ключ: человек испытывает радость. Если он делает что-то и эта деятельность приносит ему радость – он делает то, что надо. Деятельность должна приносить удовольствие.
Жить по законам санатана-дхармы, по принципам – это очень полезная вещь, которая помогает разобраться нам в любых мирских вопросах, в том числе в вопросах о том, как найти мужа или жену. Например, муж должен быть богатый, здоровый, красивый, капитан дальнего плавания, чтобы был подальше, не сидел над душой, а просто исполнял желания со стороны, на карточку присылал денежки. Это один заказ. Но если мотив «я хочу развиваться, мне нужен спутник жизни, который поможет мне идти в этом направлении» – это совсем другой заказ, совсем другая вещь.
Фрагмент из лекции Олега Сунцова "Сильнее обстоятельств, или три шага к победе над собой"